ВЫХОДЕЦ Яков Иванович работал инструктором физкультуры в фельдшерско-акушерской школе в г. Первомайске Николаевской обл. В 1941 г. вместе с учениками добровольцем ушел на фронт. По учетным документам Главного управления кадров был заместителем командира отдельной роты химической защиты 270 стрелковой дивизии. С 27 мая 1942 г. лейтенант ВЫХОДЕЦ Я.И. числится пропавшим без вести (окружение под Харьковом). Возможно, попал в плен, т.к. в 1943 г. из с. Добрянка Первомайского р-на Одесской обл. приходил мальчик и приносил письмо, которое он должен был лично в руки передать Выходец Нине Семеновне, его жене. Но ее не оказалось дома, а мальчик письмо не оставил. Есть предположение, что это письмо было от Якова Ивановича или какая-то информация о нем. Может, кто-то видел фамилию ВЫХОДЕЦ на одной из братских могил в районе Харькова? Мой e-mail paloma62@mail.ru

Сыщук Емельян Федорович Полковник 04.08.1913-14.06.1944
начальник оперативного отделения штаба 270 стрелковой дивизии
с 17 апреля 1942 года начальник штаба 270-й стрелковой дивизииНаграды: два ордена Красного Знамени (1942, 1943 гг.), орден Отечественной войны 1-й степени (1944г., посмертно), орден Красной Звезды (1943 г.)Емельян Федорович Сыщук родился 4 августа 1913 года в селе Глинники Славутского района Каменец-Подольской области в семье украинского крестьянина.
С марта 1924 года он обучался в семилетней школе, по окончании которой поступил в сельскохозяйственный техникум в городе Новоград-Волынск.
В феврале 1932 года Емельян Сыщук начал трудовую деятельность зоотехником Доренбургского животноводческого совхоза Днепропетровской области.
В сентябре 1932 года Е. Сыщука призвали в Красную Армию и направили служить в Шуроабатскую погранкомендатуру войск НКВД Среднеазиатского военного округа.
В марте 1933 года он принял решение остаться на военной службе и стал курсантом 4-й пограничной школы в г. Саратове. Закончив обучение,
с ноября 1935 по 1939 год Е. Ф. Сыщук продолжал службу в войсках НКВД в должности начальника химической службы конвойного полка и заместителя начальника артиллерийско-технического отделения Управления Среднеазиатского военного округа.
В апреле 1939 года Емельян Федорович Сыщук поступил в Московскую военную академию химической защиты им. К. Е. Ворошилова. Здесь
в 1940 году он вступил в ряды ВКП(б). Под руководством опытных преподавателей Емельян Федорович изучал последние достижения в области мероприятий противохимической защиты, применения отравляющих и огнеметно-зажигательных веществ, использования дымовых средств для обеспечения боевых действий и др. Но закончить образование помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Сдав экстерном экзамены,
в июле 1941 года майор Сыщук отправился в действующую армию. Его
назначили начальником химической службы 270-й стрелковой дивизии, участвовавшей в боевых действиях на Юго-Западном фронте.
27 сентября 1941 года при обороне города Краснограда Харьковской области Е. Ф
. Сыщук был ранен в шею. Его вынесли с поля боя и отправили в госпиталь в г. Орджоникидзе.
Оправившись от ранения, 13 октября 1941 года Емельян Федорович
возвратился в состав 270-й стрелковой дивизии 6-й армии Юго-Западного фронта. Его назначили начальником оперативного отделения штаба дивизии. Он принимал участие в разработке и реализации многих боевых операций, в результате которых немецко-фашистским войскам был нанесен значительный урон в живой силе и технике.
За умелое руководство частями соединения в боевой обстановке 4 марта 1942 года майор Е. Ф. Сыщук был награжден орденом Красного Знамени. 17 апреля 1942 года ему присвоили воинское звание «подполковник» и назначили начальником штаба 270-й стрелковой дивизии.В конце мая 1942 года в боях под Харьковом 270-я стрелковая дивизия попала в окружение. Вот как описывает происходившие в тот момент события Е. Ф. Сыщук: «25-26 мая 1942 года — критические дни для 6-й и 57-й армий — противнику удалось сжать кольцо так, что все перемешалось и централизованное руководство было потеряно. Нам сообщили, что из района Чепель пробиваются наши части с целью помочь нам. В ночь с 26 на 2 7 мая я с группой командиров штаба дивизии и других частей возглавили бойцов и командиров количеством около 4 тысяч человек и начали прорывать кольцо в общем направлении на Чепель. К утру 27.05.42 г. мы получили успех и овладели д. Лозовенька, все хлынули в образовавшуюся брешь, чем помешали вести борьбу далее организованно. Возле д. Садки противник имел вторую оборонительную линию, причем, образовав здесь при выходе из балок тактический мешок, мы попали в этот мешок. Комбинированными и согласованными действиями около 150 танков, авиации, мотопехоты противник начал нас уничтожать. Началась жестокая расправа, гусеницами танков давили людей, метавшихся из стороны в сторону. Мы могли бы вести борьбу дальше, но не было чем: противотанкового ничего нет, патронов к автоматам нет, а винтовочные на исходе. Бойцы и командиры начали сдаваться в плен, наступил страшный момент. Я в это время был на Кургане с группой командиров (13 человек), и мы решили скрыться в окопах и ждать вечера. Но в 15-16 часов 27.05.42 г. противник снова пустил группы автоматчиков и танки для окончательной расчистки поля боя. В направлении Кургана, где я был, двигался тяжелый танк, за ним следовало около 40 автоматчиков. Мы начали стрелять, но все было бесполезно. Фашисты ворвались на Курган и начали избивать нас, раненые командиры были здесь же расстреляны. Когда фашисты были на расстоянии 100 метров от нас, я зарыл все документы и орден «Красное Знамя». Все знаки различия я также сумел снять.
Нас привели в громадную группу бойцов и командиров, где я встретил заместителя
начальника политотдела 270-й стрелковой дивизии старшего батальонного комиссара Шинкаренко, комиссара 810-го стрелкового полка батальонного комиссара Бунина и многих командиров 270-й стрелковой дивизии. Все мы выдавали себя за бойцов. Нас стали конвоировать, и вечером 28.05.42 г. прибыли в д. Шебелинка, где объединили с большой группой пленных. 29.05.42 г. целый день в лагере пленные все прибавлялись.
30.05.42 г. утром ведут нас дальше в направлении ст. Тарановка. Не доходя километров пять во время прохождения леса, многие пленные бросились в лес, в том числе и я. Часть товарищей погибли от пулеметного огня. Я, т. Шинкаренко, т. Бунин, уполномоченный Особого отдела 81-го стрелкового полка и др. начали пробираться на восток. В пути достали оружие, имели ряд стычек с немцами и румынами. 8.06.42 г. возле д. Протопоповка на участке 333-й стрелковой дивизии переплыли р. Северный Донец, где сдали оружие и были направлены в тыл страны.
Будучи в плену, скрывался, если бы меня обнаружили, учинили расправу. Будучи в составе 270-й стрелковой дивизии, я много бед делал немцам. В листовках они угрожали т. Кутлину, мне и Рахманинову. На допросах совершенно не был, это могут подтвердить мои товарищи, с которыми я все минуты находился вместе, как-то т. Шинкаренко и Бунин».
После прохождения необходимой проверки,
29 июня 1942 года подполковник Сыщук
был назначен начальником штаба 244-й стрелковой дивизии. За уничтожение партбилета во время нахождения в плену Е. Ф. Сыщук был исключен из рядов ВКП(б), позднее в ноябре 1942 года в разгар боев в Сталинграде он был восстановлен в рядах партии.
В составе 244-й стрелковой дивизии Емельян Федорович участвовал в боях против немецко-фашистских войск под Сталинградом. Здесь в полной мере раскрылся его военный талант. Вот какую характеристику получил он от командования в
январе 1943 года: «Подполковник Сыщук Е. Ф. по своему тактическому и оперативному кругозору, как командир и начальник штаба, стоит на должной высоте. Штабную работу знает прекрасно и работой штаба руководит хорошо. Своевременно осуществлял контроль, проверку и помощь частям в налаживании учебного процесса. По своим деловым качествам это командир, в котором сочетаются: наличие личных хороших военных знаний, требовательность, дисциплина и умение работать. Среди подчиненных пользуется заслуженным авторитетом».
8 января 1943 года подполковник Сыщук был
переведен на должность начальника штаба 132-й отдельной стрелковой бригады. И на новом месте службы Емельян Федорович проявил себя с наилучшей стороны.
30 марта 1943 года в данной ему характеристике отмечалось, что это «дисциплинированный, энергичный, требовательный, тактически грамотный командир. Имеет достаточно боевого опыта штабной работы. Много работает над повышением своих знаний, оказывая помощь штабам частей».
Летом 1943 года подполковник
Е. Ф. Сыщук получил назначение на должность начальника штаба 159-й стрелковой дивизии, которой предстояло участвовать в Смоленской наступательной операции. В суровых боях и сражениях
1943—1944 годов проявилась зрелость оперативного мышления Е. Ф. Сыщука и мастерство управления частями дивизии. 18 сентября 1943 года начальник штаба 159-й стрелковой дивизии подполковник Е. Ф. Сыщук был награжден орденом Красной Звезды и назначен заместителем командира дивизии.
23 сентября 1943 года 159-я стрелковая дивизия по утвержденному командующим 68-й армии плану перешла в наступление левее Рославльского шоссе в общем направлении Дрожжино, Одинцово, Тихвинская с целью выйти к Днепру западнее Смоленска. К 25 сентября 159-я стрелковая дивизия, выбив противника из Тихвинской и южных пригородов, подошла к Днепру. Затем, захватив деревню Нижняя Ясенная и развернув все свои полки на запад, вела бои за деревни Боровая, Михновка, Алексино.
29 сентября 1943 года за умелое руководство частями 159-й стрелковой дивизии в ходе проведения Смоленской наступательной операции и проявленные при этом мужество и героизм подполковник Е. Ф. Сыщук был награжден вторым орденом Красного Знамени.
Летом 1944 года началась подготовка советских войск к наступлению с целью освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Для изучения театра предстоящих боевых действий Емельяну Федоровичу приходилось часто бывать на переднем крае обороны.
Во время одного из таких визитов в начале июня 1944 года заместитель командира 159-й стрелковой дивизии полковник Сыщук попал под артиллерийский обстрел и был тяжело ранен. 14 июня 1944 года от полученных ранений Емельян Федорович Сыщук скончался в одном из госпиталей г. Смоленска.
31 июля 1944 года за мужество и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, полковник Е. Ф. Сыщук был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (посмертно).Т.В. Бортаковский
«Сквер памяти Героев», «Маджента», Смоленск, 2005 г.http://www.polk.ru/f...&st=0#entry3141