Перейти к содержимому


Фотография

п. Артем (г. Шахты)

30 сд 840 БАО 4 гв. Тбр 289 ШАД 119 сд 61 оаэд 3 гв. сд 302 сд 91 сд 85 сд

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 marel1968

marel1968

    Полковник

  • Admin
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8 585 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 08 Июнь 2018 - 18:37

Полностью читать здесь - http://www.shakhty.su/2013/02/22/002

Загадка братской могилы

Накануне семидесятилетия освобождения города Шахты от немецко-фашистских войск на Артемовском кладбище состоялось торжественное открытие памятного обелиска на братской могиле наших солдат. На плите обелиска имена 8 воинов и указано, что здесь захоронен неизвестный солдат, останки которого были перенесены не так давно из могилы у Северного переезда в п. Артем. Сегодня, когда рассекречены архивы Министерства обороны, любой желающий установить судьбу своего родственника может сделать это, просто зайдя на сайт obd-memorial.ru

 
Там представлен удивительный по своему объёму и качеству массив сведений. Благодаря усилиям МО РФ, после создания ОБД многие тысячи наших сограждан уже нашли пропавших на войне родственников.
Более 20 лет назад Шахтинским горвоенкомом полковником Скворцовым и председателем горисполкома Демидовым был составлен Паспорт на воинское захоронение, располагающееся на территории кладбища в п. Артем. Вот он:
 
obd-memorial.ru/memorial/imagelink?path=7ae7f864-8645-45c1-99dc-9c0d543b62f6
 
obd-memorial.ru/memorial/imagelink?path=73944360-83ab-42c1-8875-5f3895faba8f
 
obd-memorial.ru/memorial/imagelink?path=e601e3da-cd5b-48f0-83df-d1baf7f308be
 
При просмотре его сразу же возникло множество загадок. Схема расположения захоронения, фотография памятника и захоронение на кладбище в п. Артем, указанные в Паспорте, не соответствуют действительности, речь идёт о разных местах. Кто и зачем это сделал? Ведь эти данные в т.ч. передавались в ЦАМО для проведения учёта всех захоронений.
 
Почему так получилось, где и у кого искать ответы на эти вопросы? Может первоначально было несколько могил?
 
Попробуем обратиться к архивным документам и узнать, кто же был похоронен в п. Артем во время ВОВ. Согласно Паспорту на захоронение, это девять человек, а не восемь, как указано сегодня на плите:
 
ст.сержант Болотников Иван Петрович, умер 04.07.1943 г.;
 
рядовой Бондарь Иван Михайлович, 1913 г.р., умер 04.12.1941 г.;
 
рядовой Ефимов Егор Ильич, умер 26.06.1943 г.;
 
рядовой Коваленко Роман Семенович, 1905 г.р., умер 11.01.1942 г.;
 
рядовой Марикуда Кирилл Васильевич, 1901 г.р., умер 07.01.1942 г.;
 
мл.сержант Песоцкий Николай Гаврилович, умер 13.01.1943 г.;
 
рядовой Томилов Михаил Сергеевич, умер 08.08.1943 г.;
 
рядовой Бутков Николай Яковлевич, 1918 г.р., умер 10.08.1943 г.;
 
рядовой Рудаков Николай Александрович, 1919 г.р., умер 18.06.1943 г.
 
Я не случайно написал умерли. Эти солдаты не погибли, а именно умерли в госпиталях (судя по разным датам смерти, в нескольких), размещавшихся в зданиях п. Артем во время войны. Особенное внимание заслуживают документы солдат, умерших до оккупации, т.к. учитывая, что практически все могилы наших солдат были стёрты с лица земли, есть вероятность того, что можно выяснить имена так называемых неучтённых солдат, тем более, что имеющиеся в паспорте имена воинов написаны с ошибками в результате возможного переписывания полустёртых надписей на первоначальных захоронениях. Кроме того, у многих солдат не указан год рождения. Это означает одно, что их родственники не знали, где те были похоронены, и раньше не приезжали на их могилу, чтобы устранить ошибки. Итак, по порядку:
 
Ст.сержант, пом. ком. взв. 13 стр. корпуса Южного Фронта Болотников Иван Петрович, 1921 г.р., умер от ран 04.07.1943 г. в госпитале ППГ номер 712 и был похоронен в Ростовской области, Шахтинском районе, п. Артём. Его мать, Болотникова Е.М., проживала в Удмуртской ССР, Сарамунский район, с. Древне-Болотниково:
 
Донесение номер 36220 о безвозвратных потерях Южного фронта.
 
Алфавитная книга умерших 712 ППГ.
 
Книга памяти. Удмуртская республика. Том 6, стр. 330.
 
Рядовой, шофер парковой роты 30 стр. дивизии Бондарь Иван Михайлович, 1913 г.р., умер 04.12.1941 г. в инфекционном госпитале номер 543 и был похоронен в Ростовской области, п. Артём (Шахты), на новом кладбище. Его мать, Бондарь Анна Митрофановна, проживала в Кировоградской обл., с. Тихоновка:
 
Извещение о смерти.
 
Донесение о безвозвратных потерях номер 70088 1 Украинского Фронта.
 
Рядовой 840 ВАО 8 ВА Ефимов Егор Ильич, 1895 г.р., умер от ран 26.06.1943 г. в госпитале ППГ номер 712 и был похоронен в Ростовской области, Шахтинском районе, п. Артём. Его жена Ефимова Лукерья Михайловна проживала в г. Астрахань, ул. Валуйская, д. 32:
 
Донесение номер 25414 о безвозвратных потерях управления 8 Воздушной Армии.
 
Алфавитная книга умерших 712 ППГ.
 
Книга памяти. Астраханская область. Том 2, стр.319.
 
Рядовой 55 Армии Коваленко Роман Семенович, 1905 г.р., умер 11.01.1942 г. и был похоронен в г. Шахты, Ростовской области. Его родные проживали в Кемеровской области, Ижморском районе, с. Святославка:
 
Книга памяти. Кемеровская область. Том 5, стр.604.
 
Рядовой 134 отд. строит. батальона Марикуца Кирилл Васильевич, 1893 г.р., умер 07.01.1942 г. в инфекционном госпитале номер 543 и был похоронен в п. "Шахты Артёма" Ростовской области на новом кладбище. Его родные проживали в Винницкой обл., Ямпольском районе, с. Велико Косницы:
 
Извещение номер 6015 боевых частей 1 Отдела ЦБП.
 
Донесение номер 70088 о безвозвратных потерях 1 Украинского фронта.
 
Книга погребения 543 инфекционного госпиталя.
 
Книга памяти. Ростовская область. Том 16, стр.435.
 
Мл. сержант 4 гв. танк. бригады Песоцкий Николай Гаврилович, 1920 г.р., убит в бою 13.01.1943 г. и похоронен в х. Красный Горняк Ростовской обл. Призван Ачикулакским РВК, Орджоникидзевского края, Кизлярского окр., Ачикулакского района:
 
Донесение номер 5048 о безвозвратных потерях 4 гв. танковой бригады.
 
Книга памяти. Краснодарский край. Том 6, стр.69.
 
Мл. сержант (сержант) 687 штурмового авиаполка 289 штурмовой авиадивизии Томилов Михаил Сергеевич, 1917 г.р., умер от ран 08.08.1943 г. в госпитале ППГ номер 712 и был похоронен в Ростовской области, Шахтинском районе, п. Артём (в части). Его мать, Томилова Евдокия Елизаровна, проживала в Кировской обл., Даровском районе, Гаревском с/с, д. Голаши:
 
Донесение о безвозвратных потерях б/н 289 ШАД.
 
Алфавитная книга умерших 712 ППГ 712 ППГ.
 
Книга памяти. Кировская область. Том 15, стр. 702.
 
Книга памяти. Кировская область. Том 3, стр. 213.
 
Рядовой, шофер интенданского управления 4 Украинского Фронта Бутков Николай Яковлевич, 1918 г.р., погиб в автоаварии 10.08.1943 г. и был похоронен в г. Шахты, п. Артём на старом кладбище. До войны проживал в Крымской АССР, г. Алушта, ул. Багликова, 11. Родных нет, одинокий:
 
Донесение номер 27168 о безвозвратных потерях ОУП 4 Украинского Фронта.
 
Книга памяти. Волгоградская область. Том 2, книга 36, стр.27.
 
Рядовой 119 стр. дивизии Рудаков (Рыдаков) Николай Александрович, 1919 г.р., умер от ран 18.06.1943 г. в госпитале ППГ номер 712 и был похоронен в Ростовской области, Шахтинском районе, п. Артём. Его родные проживали в г. Москва:
 
Алфавитная книга умерших 712 ППГ.
 
Книга памяти погибших и пропавших без вести в Великой отечественной войне. Том 11, стр.199 (под фамилией Рыдаков).
 
Книга памяти погибших и пропавших без вести в Великой отечественной войне. Том 11, стр.151 (под фамилией Рудаков).
 
Если кто внимательно просмотрел документы госпиталей, то наверняка заметил новые фамилии солдат, которые не были указаны в Паспорте на захоронение. Почему так произощло, можно только гадать и это тема для отдельной статьи. А пока, вот имена этих солдат:
 
Сержант, летнаб 61 Отдельной авиаэскадрильи Рудых Иннокентий Иннокентьевич, 1919 г.р., умер от ран 31.07.1943 г. в госпитале ППГ номер 712 и был похоронен в Ростовской области, Шахтинском районе, п. Артём. Его отец, Рудых Иннокентий Иванович, проживал в г. Иркутск, ул. Коммунаров, 15:
 
Донесение номер 36220 о безвозвратных потерях Южного фронта.
 
Приказ номер 1962 об исключении из списков ГУК НКО.
 
Подполковник, старший помощник начальника 5 отдела арт. снабжения управления артиллерией Южного Фронта Алаев Артем Иванович, 1904 г.р., умер от ран после автоаварии 28.05.1943 г. в госпитале ППГ номер 712 и был похоронен в Ростовской области, Шахтинском районе, п. Артёмовск. Его жена, Алаева Юзефа Рафаиловна, проживала в Одесской обл., Ольшанском районе, ст. Черемхово, ул. Деповская, д. 4, кв. 2:
 
Донесение номер 24183 послевоенного периода УК арт. ВС УК арт. ВС.
 
Алфавитная книга умерших 712 ППГ.
 
Приказ номер 151 об исключении из списков ГУК ВС.
 
"Книга памяти Украины", Кировоградская область, Том V, Ольшанский район, воины, партизаны, подпольщики, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Станковатский сельский совет народных депутатов. Алаев числится похороненым в Волгограде.
 
Ст. сержант, ком. отд. пешей разведки 13 гв. стр. полка 3 гв. стр. дивизии Южного Фронта Устинов Павел Егорович, 1920 г.р., умер от ран 18.06.1943 г. в госпитале ППГ номер 712 и был похоронен в Ростовской области, Шахтинском районе, п. Артём. Призван Дубьязским РВК, Татарской АССР, Дубьязского района. Данных о родных нет:
 
Алфавитная книга умерших 712 ППГ.
 
Память. Республика Татарстан. Том 8, стр.507.
 
Награжден медалью "За отвагу".
 
Мл. сержант, Ком. отд 823 стр. полка Сорокин Иван Иванович, 1916 г.р., умер от ран 07.08.1943 г. в госпитале ППГ номер 712 и был похоронен в Ростовской области, Шахтинском районе, п. Артём. Его родные проживали в Башкортостане, Куюргазинском районе, с. Ермолаево:
 
Алфавитная книга умерших 712 ППГ.
 
Память. Башкортостан. Книга 14, стр.437.
 
Рядовой, сапер 561 стр. полка Викторов Никита Тимофеевич (Матвеевич), умер 14.08.1943 г. в госпитале ППГ номер 712 и был похоронен в Ростовской области, Шахтинском районе, п. Артём. Данные о родных отсутствуют:
 
Алфавитная книга умерших 712 ППГ.
 
Мл. сержант, ком. отделения 59 стр. полка Егоров Алексей Алексеевич, 1921 г.р., умер 26.12.1941 г. в инфекционном госпитале номер 543 и был похоронен в п. "Шахты Артёма" Ростовской области на новом кладбище в одиночной могиле. Его жена, Егорова К(Н), проживала в Тульской обл. Горельском с/с, с. Горелки:
 
Донесение номер 70088 о безвозвратных потерях 1 Украинского фронта.
 
Книга погребения 543 инфекционного госпиталя.
 
Книга памяти. Тульская область. Том 1, Том 2, стр.49.
 
Итак, что же получается? Первоначально воины были захоронены в четырех разных местах, а именно:
 
1.7 воинов, умершие в госпитале ППГ номер 712, в период с 28.05.1943 г. по 14.08.1943 г.были похоронены в Ростовской области, Шахтинском районе, п. Артём:
 
 
Алаев Артем Иванович;
 
Болотников Иван Петрович;
 
Викторов Никита Тимофеевич (Матвеевич);
 
Ефимов Егор Ильич;
 
Рудаков (Рыдаков) Николай Александрович;
 
Сорокин Иван Иванович;
 
Устинов Павел Егорович.
 
 
2. На старом кладбище в г. Шахты, п. Артём был похоронен Бутков Николай Яковлевич, погибший в автоаварии 10.08.1943 г.
 
 
3. 3 воина, умершие в инф. госпитале номер 543, в период с 04.12.1941 г. по 07.01.1942 г. (до оккупации города) были похоронены в Ростовской области, п. Артём (Шахты), на новом кладбище:
 
 
Бондарь Иван Михайлович;
 
Марикуца Кирилл Васильевич;
 
Егоров Алексей Алексеевич.
 
 
4. 2 воина-летчика, умершие в госпитале ППГ номер 712, в период с 24.07.1943 г. по 08.08.1943 г. были похоронены в Ростовской области, Шахтинском районе, п. Артём, в части, т.е. вблизи аэродрома:
 
 
Рудых Иннокентий Иннокентьевич;
 
Томилов Михаил Сергеевич.
 
 
5. Данных о том, что Коваленко Роман Семенович, 1905 г.р., умерший 11.01.1942 г. (до оккупации города) похоронен именно в п. Артем г. Шахты Ростовской области, не найдено. Поэтому он может быть похоронен на мемориале в парке КиО г. Шахты (в настоящее время - Александровский парк) или другом месте на территории города. В каком именно, это и предстоит установить.
 
 
6. Песоцкий Николай Гаврилович, 1920 г.р., убит в бою 13.01.1943г. и похоронен в х. Красный Горняк, Ростовской обл.
 
 
После окончания войны военкоматами была проведена работа по увековечиванию памяти солдат, в соответствии с найденными в архивах документах об их местах захоронения. Возможно, что название Красный Горняк сбило с толку поисковиков, т.к. севернее п. Артем располагался свх. Горняк и поэтому его имя дописали на ближайшем мемориале. В пользу этой версии говорит и тот факт, что 13 января 1943 года (эта же дата гибели указана и в Паспорте на захоронение, что также исключает версию о его возможной смерти в госпитале позднее) г. Шахты был ещё оккупирован и Песоцкий никак не мог погибнуть в бою при его освобождении. В действительности, х. Красный Горняк был в Белокалитвенском районе и там было очень много погибших в бою наших солдат в тот день (см. список). Поэтому Песоцкий Н.Г. не может быть похоронен в этой могиле. К слову сказать, его имени ни на одном из памятников в том районе сегодня нет, как впрочем и других солдат из этого списка.
 
 
Как же получилось, что они числятся похороненными в одной могиле, если первоначально были похоронены в четырёх разных местах? Известно, что на это кладбище останки перенесли с закрытого кладбища у шахты им. "Ком. правды", т.е. в документах идёт речь именно о нём, когда пишут "похоронен на старом кладбище". А что же было с могилами остальных, был ли перенос останков? Это пока загадка. В 60-х годах прошлого столетия, к 20-летию Победы советского народа над фашисткой Германией было произведено укрупнение тысяч воинских захоронений по всей стране в более крупные мемориалы. Сделано это было в сжатые сроки, зачастую без фактического переноса останков. Одно дело, когда братские могилы появлялись на поле боя, где из-за сложной боевой обстановки не было возможности произвести индивидуальные захоронения, зачастую отсутствовали в необходимом количестве похоронные команды, и другое дело, когда в угоду чьей-то воле были фактически срыты индивидуальные госпитальные захоронения. Кому это было нужно? Только тем, кто пытался скрыть после войны истинные потери нашей Армии, кто уничтожал документы в архивах и хранилищах, прикрываясь переносами останков солдат к юбилеям и торжественным датам, создавая иллюзию благополучия в этом вопросе. В результате миллионы вдов и детей солдат так и не узнали, где те сложили свои головы и не смогли приехать на их могилы, тысячи могил на территориях, где прокатилась война, остались безымянными.
 
 
Может кто поможет в этом разобраться, кто-нибудь знает, где были раньше захоронения в п. Артем?
 
 
Что касается неизвестного солдата, то я уже приводил данные о нём на шахтинском форуме.
 
 
Фоменко Михаил Иосифович, красноармеец 121 отд. мотор. инж. бат. 9 Арм., 1918 г.р., призван Котовским РВК, Украинская ССР, Одесская обл., Ананьевский район, с/с Жеребковский, д. Осиповка, Жена - Фоменко Эльза.
 
 
Согласно архивным документам, Фоменко М.И. был убит 28.10.1941 г. при аварии автомашины вблизи г. Шахты и похоронен рядом с местом катастрофы. Может, это его останки были перенесены? Тогда его имя ошибочно ранее было внесено на плиты мемориала в Александровском парке:
 
Донесение номер 2676 о безвозвратных потерях штаба 9 Арм., отдела укомплектования.
 
Паспорт на захоронение номер 61-1270, г. Шахты, парк культуры и отдыха.
 
Как видите, даже сегодня нельзя назвать точное число похороненных здесь воинов, назвать их имена. Возможно, в скором времени будут найдены архивные документы новых госпиталей и станут известны имена неучтённых ранее солдат, похороненных в п. Артем. Поиск продолжается.
 
Восстановленная плита захоронения с именами солдат сегодня выглядит так:
 
Дмитрий Воронов.
Шахты.SU
 
Читать полностью: http://www.шахты.su/2013/02/22/002
 
 
 
 
 
 






Темы с аналогичным тегами 30 сд, 840 БАО, 4 гв. Тбр, 289 ШАД, 119 сд, 61 оаэд, 3 гв. сд, 302 сд, 91 сд, 85 сд