Перейти к содержимому


Фотография

268 ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ ДИВИЗИЯ

268 иад 31 гв. иап

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 marel1968

marel1968

    Полковник

  • Admin
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8 689 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 29 Май 2013 - 12:43

Николай Елизарович Глазов

ЗАЧИСЛЕН НАВЕЧНО

Родился в 1919 году в поселке, ныне город Шилка Читинской области. Русский.

Член КПСС с 1942 года.

Герой Советского Союза (1.5.1943).

Награжден двумя орденами Ленина,

орденом Отечественной войны I степени,

медалями.


Сестра Николая Глазова Антонина Елизаровна, вспоминая о брате, рассказывала: «Коля родился в декабре 1919 года. Наш отец был маши­нистом паровоза, мама умерла рано... Мне тогда было полтора года, а Коле — четыре. Коля был моим другом и нянькой, баловал и строго спрашивал, если я в чем- либо была опрометчива. Мы любили и поддерживали друг друга... Учился он хорошо, был общителен, по­могал отстающим, много занимался спортом, запоем читал...»

Николай с детства гордился профессией отца, мечтал, когда вырастет, водить поезда, но в жизни получилось иначе — он попал в авиацию. Окончив в 1940 году Батайскую военную авиационную школу пилотов, младший лейтенант Глазов служил в истребительном авиационном полку, стоявшем на одном из подмосковных аэродромов. Здесь и застала его война.

Вместе с однополчанами Николай мужественно защи­щал Москву. Летчики отражали налеты фашистской авиации на военные объекты, уничтожали вражеских разведчиков, штурмовали живую силу и технику против­ника.

В боях под Москвой Глазов становится одним из опытных летчиков-истребителей, командиром звена. В мо­сковском небе он провел до 40 воздушных боев и сбил восемь вражеских самолетов.

Осенью 1942 года лейтенант Глазов был переведен в 31-й гвардейский истребительный авиационный полк 268-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздуш­ной армии, сражавшейся под Сталинградом.

Много воздушных схваток провел тогда Николай Глазов. Летал он и на разведку. Его данные о войсках противника всегда отличались исключительной полнотой и точностью, что выдвинуло Николая в число лучших разведчиков-истребителей. За самоотверженный ратный труд в битве за Сталинград, за мужество и отвагу 23 октября 1942 года гвардии лейтенант Глазов был награжден орденом Ленина.

1 мая 1943 года за 475 успешных боевых вылетов, 13 лично и 5 в составе группы уничтоженных вражеских самолетов, за отличное ведение боевой разведки и сопро­вождение бомбардировщиков без потерь, за проявление героизма и отваги гвардии старший лейтенант Глазов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Летом этого года войска Южного фронта готовились к прорыву обороны противника на реке Миус. Воз­душные бои приобретали все более ожесточенный характер.

30 июля, выполнив боевое задание, Глазов возвра­щался на свой аэродром. Вдруг наземная станция наве­дения передала, что над передним краем нашей обороны висит «рама». Николай хорошо знал, что сейчас, когда наши войска готовятся к наступлению, противник усилил воздушную разведку, используя для этого самолеты- разведчики «Фокке-Вульф-189», имевшие два фюзе­ляжа.

Обнаружив «раму» в районе поселка городского типа Штеровка Краснолучского района Ворошиловградской области, Глазов со снижением пошел в атаку. Нажал на гашетки — оружие бездействовало. Значит, боекомп­лект полностью израсходован в недавнем воздушном бою...

Тогда Николай решил таранить врага. Он обладал высоким летным мастерством, но в сгустившихся сумер­ках контуры «рамы» расплывались, и летчик, намере­ваясь нанести разящий удар винтом, не смог уравнять скоростей и врезался в один из фюзеляжей самолета противника. «Рама» развалилась на части, но и Як-1 загорелся и упал на землю.

Всего за два года боевых действий Николай Глазов совершил 537 боевых вылетов, провел более 70 воздуш­ных боев, в которых лично сбил 17 и в группе—7 само­летов противника.

В городе Шилке Читинской области именем Героя названа улица, установлены памятник — барельеф и ме­мориальная доска на здании школы № 52.


Литература:

Достоин звания героя. Красноярск, 1975. С. 37—38.

Золотые Звезды забайкальцев. Иркутск, 1966. С. 40—48.



#2 marel1968

marel1968

    Полковник

  • Admin
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8 689 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 06 Февраль 2014 - 18:46

(из сборника "Великая Отечественная в письмах")

15 декабря 1942 года в Саратовский обком партии приехал из Ново-Покровского района колхозник Ферапонт Петрович Головатый — участник первой и гражданской войн, защитник Царицына. Он заявил секретарю обкома, что доставил в областную контору Госбанка 100 тысяч своих личных сбережений, которые просит направить на строительство боевого самолета.

Я решил отдать на строительство самолета все свои сбережения,— корреспонденту «Правды».— Советская власть сделала меня, бывшего батрака, зажиточным колхозником. Сейчас, в грозные дни войны, каждый из нас, не жалея средств и жизни, должен оказать помощь своей Родине, Красной Армии. Я заведую колхозной па­секой. Получил за свой труд дополнительно три центнера меда. Кроме того, получил достаточно хлеба и имею немало мяса.

Патриотический почин саратовского колхозника с быстротой молнии облетел всю страну, нашел горячую поддержку у тружеников села. На деньги, собранные колхозниками, были созданы десятки эскадрилий.

Ф. П. Головатый скончался в 1951 году.

Щедрое русское сердце

Дорогой товарищ Головатый!

Если бы Вы только знали, с каким волнением и гордостью прочли Ваше письмо, обращенное к товарищу Сталину, письме мы узнали щедрое сердце русского человека, услышали голос самого народа. Вы отдали Родине все свои сбережения для того, чтобы на эти деньги был построен боевой самолет.

Может быть, кому-либо из нас посчастливится летать на самолете, построенном на трудовые рубли колхозников. Будьте спокойны — штурвал самолета возьмут верные руки. Когда летчик, сядет в кабину этой боевой машины, тысячи внимательных глаз проводят его в полет, на минуту пилот почувствует, будто не сила мотора и крыльев, а сила человеческой любви и ненависти поддерживает его в воздухе, ука­зывает ему путь.

Сейчас, когда мы пишем Вам письмо, на дворе уже совсем стемнело. Окончен еще один день войны. Но завтра, как толь­ко солнце чуть-чуть осветит снег с северо-запада, снова в ут­реннем морозном воздухе запоют наши винты. В этот день мы постараемся ответить не только письмом, но и делом на Ваш благородный поступок патриота.

Кланяются Вам все летчики нашей эскадрильи, желают Здоровья и твердо верят: настанет день, когда Ваши сыновья вернутся с победой, постучатся у крыльца Вашего дома, а Вы отпразднуете этот день за семейным столом и снова заживете счастливой, спокойной жизнью, и снова зацветет наша вели­кая, родная советская земля.

орденоносец капитан Мелехин,

трижды орденоносец старший лейтенант А. Смирнов,

дважды орденоносец старший лейтенант М. Иванов,

орденоносец старший лейтенант А. К остюк,

орденоносец старший лейтенант В. Рыбальченко,

орденоносец младший лейтенант М. Крюков,

старшина Ю. Чаплиев,

старший сержант Н, Павлов.

Северо-Западный фронт.

Правда, 1942, 21 декабря.


«За штурвалом вашего самолета»

Уважаемый Ферапонт Петрович! Почти два с половиной месяца прошло с тех пор, как я получил ваш самолет. Я сде­лал на нем уже до двадцати боевых вылетов. Когда этого потребовали обстоятельства, самолет «Ферапонт Головатый» не уступил дороги вражеским истребителям. Обнаружив два десятка фашистских транспортников, мы с капитаном Евти- ховым вступили в бой с сопровождающими их «мессерами». Капитан Евтихов смелой атакой сбил один вражеский само­лет.

Воздушная резведка, Ферапонт Петрович,— это очень труд­ная, чрезвычайно важная и почетная работа для нас, летчи­ков. Много ценных сведений о противнике принес я на вашем самолете. Я разыскивал танковые колонны врага, находил его аэродромы, засекал огневые позиции, обнаруживал перебро­ски войск, и после каждого такого вылета следовал точный и мощный удар по врагу.

Б. Еремин майор.

Действующая армия.

Правда, 1943, 18 марта.

Гвардии майор Б. Еремин — земляк Ф. Головатого.
На фронте — с июня 1941 г.
В марте 1942 г. под Харьковом за героический воздушный бой «7 против 25» как командир авиационной эскадрильи удостоен ордена Боевого Красного Знамени.
До сентября 1942 г. был командиром истребительной авиаэскадрильи 8-й ВА Сталинградского фронта.
С сентября 1942 г. — заместитель командира истребительного авиаполка 8-й Воздушной армии, группа «ассов».
С ноября 1942 — командир истребительного авиаполка 8-й Воздушной армии. За участие в Сталинградской битве награждён вторым орденом Боевого Красного Знамени и медалью "За оборону Станинграда"
Борис Николаевич Ерёмин воевал на персонально вручённых ему двух истребителях Як-1 и Як-3, построенных на деньги колхозника Ферапонта Головатого.
В декабре 1942 г., в в Саратове, самолёт Як-1б был торжественно передан майору Борису Ерёмину, воевавшему под Сталинградом. К тому времени он уже имел на своём счету 7 самолётов врага, сбитых лично и в группе с товарищами, и был награждён двумя орденами Красного Знамени. На борту самолёта была надпись:
Лётчику Сталинградского фронта
Гвардии Майору тов. Ерёмину
от колхозника колхоза «Стахановец»

тов. Головатова.
На этом самолете Ерёмин дошел от Сталинграда до Крыма, одержал не одну победу в воздухе и ни разу не был сбит. После освобождения Севастополя самолёт передан в краеведческий музей г. Саратова по просьбе жителей города.
http://ru.wikipedia....орис_Николаевич

В конце октября 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм и мужество личного состава, проявленные в боях за Дебрецен, 296 истребительный авиационный полк был награжден орденом Богдана Хмельницкого II степени.