Лелеко Николай Васильевич до призыва в армию работал летчиком-инструктором в Аэроклубе города Ворошиловграда (ныне - Луганск).
О чем свидетельствует архивный документ, а именно "Протокол заседания бюро Каменнобродского районного комитета КПбУ № 22 от 13.09.1940г.". Несколько цитат из протокола:
«О кандидате ВКПб Лелеко Николае Васильевиче.
1913 г.р., кандидат ВКПб с мая 1939, к/к № 20458811, украинец, служащий, образование низшее, в РККА не служил, в других партиях не состоял, нарсудом осужден на 2 месяца принудработ по месту работы за прогул.
Парторганизация Аэроклуба своим решением от 29.08.1940 предупредила тов. Лелеко Н. В. за совершенный прогул 12.08.1940.
...
Бюро постановляет: 1. Решение партийной организации Аэроклуба от 29.08.1940 отменить за нарушение трудовой дисциплины, невыход на работу 12.08.1940 Лелеко Николая Васильевича из кандидатов ВКПб исключить.»
Суть дела в том, что Лелеко Н. В. 10.08.1940 отправился на машине на охоту вместе с товарищами. По приезду на место охоты было обнаружено, что в машине поломка, о чем было сообщено начальнику Аэроклуба, который выслал необходимые запчасти на мотоцикле. Но мотоциклист машину на указанном месте не нашел. В итоге 12.08.1940 все участники охоты на работу не вышли.
Вот именно так сумбурно и излагаются события в протоколе заседания, поэтому невозможно понять почему машины не было на условленном месте, почему гонец их не нашел, отремонтировали ли машину вовремя, какова причина невыхода на работу и прочее...
В любом случае данный факт на работе был зафиксирован и на него должны были среагировать. Напомню, что в 1940 вышли указы правительства, где вводились очень строгие наказания за прогулы и оставление работы (вплоть до уголовного наказания). Парторганизация Аэроклуба решила вынести всем четырем участникам предупреждение. Но райком партии решил иначе и, указав партактиву Аэроклубу на недостаточную строгость к нарушителям (в том же протоколе этот вопрос разбирают отдельно), вынес решение - исключить всех четырех нарушителей дисциплины из рядов партии.
Исключению из партии по данному событию также подверглись: Ивченко Д. Д., начальник учебно-летного дела (кандидат с 1940), Галанов Н. А., командир звена (член партии с 1940) и Данильев И. А., командир эскадрильи (член партии с 1938).