Перейти к содержимому


Roman Gromikov

Регистрация: 27 Дек 2013
Offline Активность: 24 Фев 2015 11:47
-----

Мои сообщения

В теме: 43 КАВАЛЕРИЙСКАЯ ДИВИЗИЯ

17 Январь 2015 - 05:10

 

Здравствуйте,
 
эта информация из официального cайта "Кубанское казачье войско"
 
Официальный сайт http://slavakubani.ru/
 
 

Проблемы национальной безопасности России в XX–XXI вв.: уроки истории и вызовы современности. К 70-летию начала Великой Отечественной войны: Материалы международной научно-практической конференции 27-31 мая 2011 г. (XIХ Адлерские чтения)/ Администрация Краснодарского края, КубГУ, Филиал СПб ИВЭСЭП в г. Краснодаре, Краснодарская региональная организация Общества «Знание» России. Ред. колл.: С.А. Марков, А.А. Зайцев, Р.М. Ачагу, П.Е. Бойко, А.М. Виноградов, В.А. Кокориков, В.Н. Петров, В.Н. Ратушняк, В.И. Чёрный, В.М. Юрченко – Краснодар: Традиция, 2011. – 412 с. – ISBN 978-5-91883-028-4.

 


В теме: 43 КАВАЛЕРИЙСКАЯ ДИВИЗИЯ

14 Январь 2015 - 23:42

Кубанским кавалерийским соединениям, сформированным летом 1941 года, довелось участвовать в самых драматических событиях начального периода Великой Отечественной войны. Между тем, боевая деятельность большинства из них нашла очень слабое отражение в отечественной историографии. Объем данной работы не позволяет детально охарактеризовать их участие в боевых действиях, поэтому мы осветим историю только двух кубанских кавалерийских соединений, которые первыми вступили в бой с фашистами. 

В станице Ленинградской в период с 7 по 16 июля 1941 года формировалась 43-я кавалерийская дивизия в составе 28-го, 35-го и 40-го кавалерийских полков. Командиром дивизии 6 июля был назначен комбриг Иван Кузьмич Кузьмин. Начальником штаба - подполковник Николай Васильевич Чудаков. 

Комбриг Кузьмин был опытным кавалеристом, еще в гражданскую он командовал полком, в 30-е годы служил в СКВО, исполнял обязанности командира 10-й Терско-Ставропольской кавдивизии, позднее командовал отдельной горской кавбригадой, накануне войны закончил академию Генерального Штаба.

В это же время в Тихорецке комплектовалась 47-я кавдивизия в составе 36-го, 39-го и 41-го кавалерийских полков. Командиром дивизии с 6 июля по 25 ноября 1941 года был генерал-майор Андрей Никанорович Сидельников. Начальником штаба назначен подполковник Михаил Федорович Торгашов. 

Уроженец Ставрополья генерал-майор А.Н. Сидельников также имел богатый боевой опыт. В Императорской армии он был старшим унтер-офицером, воевал на фронтах первой мировой войны. В годы гражданской войны командовал эскадроном 6-й Чонгарской кавдивизии. В межвоенный период командовал кавалерийским полком, был начальником отдела штаба Белорусского военного округа, помощником командира 7-й кавдивизии, начальником отдела инспекции кавалерии РККА, командиром 19-й кавдивизии.

Обе дивизии во второй половине июля 1941 года вошли в состав войск Центрального фронта. 13 июля на левом фланге Западного фронта началось наступление соединений 21-й армии, имевших задачу овладеть Бобруйском и Быховом. Для их усиления в тыл противника для разгрома коммуникаций наступающих войск группы армии «Центр» была брошена кавалерийская группа в составе 32-й кадровой, а так же 43-й и 47-й отдельных кубанских кавалерийских дивизий под общим командованием командира 32-й кавдивизии, полковника А.И.Бацкалевича. 

Задачи по подготовке к рейду и боевым действиям кавалерийской группы определялись директивой Ставки № 00420 от 18 июля 1941 года. В директиве говорилось, что связи с быстрым продвижением у противника, создалось напряженное положение с тылом. В этой обстановке всякие действия по тылу и коммуникациям противника могут оказать решающее влияние на успех его операций. Кавалерийской группе предписывалось провести рейд по тылам могилевско-смоленской группировки противника действуя двумя эшелонами севернее и южнее Бобруйска, имея в первом эшелоне 32-ю кд, во втором – 43-ю и 47-ю кавдивизии. 

Это был первый в истории Великой Отечественной войны кавалерийский рейд по тылам противника, подготовку которого лично осуществлял генерал-инспектор кавалерии РККА генерал-полковник О.И. Городовиков.

23 июля 232-я стрелковая дивизия 21-й армии нанесла удар по противнику в направлении Ратмировичи. Под прикрытием этого удара 32-я кавдивизия успешно форсировала реку Птичь и вышла в тыл противника. 

Выдвижение 43-й и 47-й кавдивизий было менее удачным. В самом начале рейда они были обнаружены вражеской авиацией и подвергнуты сильной бомбардировке. Однако, совершив 60-километровый марш, дивизии вышли в тыл немцам, разгромили немецкий гарнизон и овладели районным центром Старые Дороги. Для борьбы с кавалеристами, ударившим в стык между 35-м и 43-м армейскими корпусами, германское командование было вынуждено бросить три дивизии, усиленные танками. Кроме того, на дорогах Бобруйск Слуцк и Бобруйск – Осиповичи были дополнительно выставлены сильные заслоны и отдельные части. Упорные бои начались 25 июля 1941 года. 43-я, 47-я кавдивизии в течение 25-го и 26-го июля удерживали шоссе Слуцк – Бобруйск, однако к исходу 26-го июля были вынуждены отойти в леса. Попытка атаковать шоссе 27-го июля завершилась неудачей, так как немцы подтянули в этот район значительные военные силы. 

1 августа командованием Центрального фронта была получена директива Ставки Верховного Командования № 00622, согласно которой 32-я кавдивизия должна была быть выведена из рейда. В ночь на 5-е августа части дивизии прорвали окружение и в ночь на 6-е августа основные силы дивизии смогли пробиться к своим.

Активные боевые действия против сил 43-й, 47-й кавдивизий находящихся к югу от шоссе Бобруйск – Слуцк немцы начали 31 июля. Противник одновременно атаковал кубанских казаков силами 162-й пехотной дивизии из района Старых Дорог и силами подвижной группы в юго-восточном направлении. Кубанцы, в течение 1 августа, пользуясь лесными тропами, не раз выходили в тыл противника и наносили внезапные удары. Так вечером 1 августа, были атакованы подразделения штаба 162-й пехотной дивизии. 

Вместе с тем, немцы, используя численное преимущество, продолжали сжимать кольцо окружения. К 5 августа бойцы дивизий были прижаты к болотистой местности и окружены. Казаки продолжали яростно сопротивляться. По донесениям противника, его потери в этих боях составили: 9 офицеров, 69 унтер-офицеров и рядовых убитыми, 9 офицеров, 184 унтер-офицеров и рядовых ранеными и 7 унтер-офицеров и рядовых пропавшими без вести. Было выведено из строя 19 легковых автомашин, 24 грузовые автомашины, 28 мотоциклов и радиостанций. Благодаря помощи местных жителей, в ночь на 6 августа, части 43-й и 47-й кавдивизий и 121-го кавполка смогли пройти через болотистую местность, вышли к Птичи, форсировали её в труднодоступном для противника месте, и соединились с частями 21-й армии. Кавалерийский рейд, несмотря на все трудности и понесенные потери, был успешно завершен. 

Рейд кубанских дивизий не остался без внимания германского верховного командования. Начальник Генерального штаба Сухопутных войск вермахта генерал-полковник Ф. Гальдер писал в своем дневнике 28 июля 1941 года «На фронте группы армий «Центр» русская кавалерия все еще действует в тылу правого крыла группы армий и, видимо, даже вывела из строя железную дорогу, идущую на Бобруйск. Приняты оборонительные меры». 

В ходе двухнедельного боевого рейда, 32-я, 43-я и 47-я кавалерийские дивизии, сковали боевую деятельность части соединений двух армейских корпусов и трех дивизий командующего тылом группы армий «Центр», нанесли большой урон противнику, чем способствовали срыву планомерного наступления немцев на фронте. Однако в этом рейде конники также понесли большие потери. Дивизии, действовавшие в тылу противника, испытывали острую нехватку боеприпасов, неоднократно попадали в окружение, но с боями прорывались и выполнили поставленную задачу. Дивизии по возможности были пополнены людьми и вооружением и вновь участвовали в боях. 

В сентябре, прикрывая отход 21-й армии к Днепру, кубанские дивизии вновь оказались в окружении. Кубанцы до 25 сентября вели ожесточенные бои в окружении в районе Конотопа, Бахмача, Оржицы, Духова, Чернухи и Чернавки. В конце сентября 1941 года 43-я кавдивизия дивизия в районе Норки вышла на реку Псел и соединилась с частями Красной Армии. С 16 октября 1941 года остатки дивизии находились в подчинении Юго-Западного фронта. В конце октября - ноябре 1941 года 43-я кавдивизия была расформирована, её личный состав был направлен на пополнение 32-й кавалерийской дивизии. Дивизия была исключена из состава Красной Армии приказом НКО СССР № 00100 от 22 мая 1942 года.

Группе казаков 47-й кавалерийской дивизии во главе с генералом Сидельниковым также удалось выйти из окружения. Дивизия из-за невосполнимых потерь была расформирована и официально исключена из списков действующей армии 10 ноября 1941 года. Оставшийся личный состав так же был направлен на пополнение 32-й кавалерийской дивизии 

32-я кавалерийская дивизия, в которую вошли оставшиеся казаки 43-й и 47-й Кубанских кавдивизий воевала до конца войны, с 1943 года в составе 3-го гвардейского кавалерийского корпуса. В 1942-1943 годах дивизией командовал бывший начальник штаба 43-й кавалерийской дивизии полковник Н.В. Чудесов. К концу войны дивизия заслужила почетное наименование – 32-я Смоленская Краснознаменная, ордена Суворова II степени кавалерийская дивизия. 

 

ИСТОЧНИК.  Статья:

http://www.slavakubani.ru/military-service/history-wars-battles/detail-2837-uchastie_kubanskikh_kazakov_v_reyde_kavaleriyskoy_gruppy_polkovnika_a_i_batskalevicha_iyul_avgust_19?ID=2837&&print=y

Проблемы национальной безопасности России в XX–XXI вв.: уроки истории и вызовы современности. К 70-летию начала Великой Отечественной войны: Материалы международной научно-практической конференции 27-31 мая 2011 г. (XIХ Адлерские чтения)/ Администрация Краснодарского края, КубГУ, Филиал СПб ИВЭСЭП в г. Краснодаре, Краснодарская региональная организация Общества «Знание» России. Ред. колл.: С.А. Марков, А.А. Зайцев, Р.М. Ачагу, П.Е. Бойко, А.М. Виноградов, В.А. Кокориков, В.Н. Петров, В.Н. Ратушняк, В.И. Чёрный, В.М. Юрченко – Краснодар: Традиция, 2011. – 412 с. – ISBN 978-5-91883-028-4.