Перейти к содержимому


Фотография

190 ОТДЕЛЬНЫЙ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ БАТАЛЬОН


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 marel1968

marel1968

    Полковник

  • Admin
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8 689 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 18 Сентябрь 2013 - 00:37

Из книги "На Волховском фронте"

Воспоминания ветеранов

А. С. БЕЗРУКОВ

В 1942 году техник-лейтенант, командир взвода 190-го отдельного дорожно-строительного батальона

Андижанцы под Ленинградом

Дороги. Дороги... Сколько переживаний и волнений доставляли они командирам и бойцам. Особенно на Волховском фронте, действовавшем в краю лесов и бо­лот. Мало здесь было дорог с твердым покрытием. Весной и осенью раскисали проселки, наполнялись гу­стой грязной жижей. Застряла одна машина, и уже никому не проехать. Длинной вереницей выстраива­лись автомашины, боевая техника, повозки... Образо­вывались пробки — хорошие мишени для вражеских самолетов.

Вот почему и Ставка Верховного Главнокомандова­ния и Военные советы фронтов и армий придавали большое значение быстрому сооружению новых дорог, ремонту и поддержанию в должном порядке сущест­вующих. С этой целью и создавались фронтовые до­рожно-строительные батальоны.

190-й отдельный дорожно-строительный батальон (ОДСБ) был сформирован в городе Андижане, Узбекской ССР. В основном в него были при­званы специалисты из запаса, имевшие практиче­ский опыт строительства гражданских автомобильных дорог.

Батальону предстоял большой и долгий путь из Узбекистана к берегам Волхова.

8 марта 1942 года андижанцы провожали своих земляков-строителей на фронт. В пути следования эшелон неоднократно подвергался вражеским атакам с воздуха. Через месяц наши подразделения выгрузи­лись на станции Боровичи. Местом дислокации были определены окрестности Малой Вишеры.

Командование Волховского фронта, крайне озабо­ченное плохим состоянием дорог, укомплектовало еще несколько дорожно-строительных батальонов. Перед ними была поставлена задача — непрерывно вести ра­боты по ремонту и содержанию в хорошем состоянии автомагистралей и других дорог Волховского фронта; там, где это необходимо, оборудовать искусственное покрытие из жердей, хвороста и других подручных материалов.

Особая ответственность легла на плечи дорожно- строительных батальонов на завершающем этапе под­готовки войск Волховского и Ленинградского фронтов к прорыву вражеской блокады.

Нашему, 190-му ОДСБ было, в частности, поручено любыми средствами обеспечить бесперебойное движе­ние всех транспортных средств в районах Липка — Гайтолово.

Начальник автодорожной службы Волховского фронта генерал-майор 3. И. Кондратьев на совещании командиров и политработников батальонов говорил:

— Участвуя в прорыве блокады Ленинграда, мы, строители дорог, должны принять на себя значитель­ную долю ответственности за выполнение боевой опе­рации, обеспечить бесперебойное движение транспорта по всем магистралям, добиться хорошей устойчивости дорог, обеспечить максимальную скорость движения автомобилей.

Командир 190-го отдельного дорожно-строительного батальона майор Паснюков и комиссар капитан Ногот­ков, вернувшись после совещания в расположение ба­тальона, определили конкретные задания подразделе­ниям. Политработники, агитаторы рассказывали бой­цам о важности прорыва блокады Ленинграда.

В целях маскировки и наибольшей безопасности машины, как правило, двигались в ночное время. Бойцы ремонтно-строительных батальонов в это время суток несли усиленную вахту. Были выделены специ­альные аварийные подразделения, у которых под руками всегда имелись строительные материалы для не­медленного восстановления разрушенного или пришед­шего в негодность участка дороги.

Чтобы обмануть фашистских летчиков, отвлечь их внимание от дорог, в глубине заболоченных мест мы разжигали костры и устраивали ложные позиции. На них по ночам взрывалось немало фашистских бомб.

Производя настил гатей, мы встретились с боль­шими трудностями. Из-за отсутствия поковок (скоб) и гвоздей не удавалось прочно скреплять бревна. На­стилы были неустойчивыми, быстро расползались.

В результате ряда экспериментов в июле 1942 года на станции Неболчи был смонтирован эксперименталь­ный участок полотна дороги длиной 100 метров для однопутного движения автотранспорта. Впервые на­стил сделали из бревен, уложенных перпендикулярно оси дороги. Этот вариант был осуществлен по разра­ботанным нашим батальоном чертежам. Никаких по­ковок и гвоздей в данном случае не потребовалось. И тем не менее настил был скреплен прочно и устой­чиво. Комиссия, состоявшая из представителей авто­дорожной службы фронта, Гушосдора НКВД СССР и дорожно-строительных батальонов одобрила наше нов­шество. Участок получил высокую оценку. Новый ме­тод был рекомендован всем строительно-дорожным ба­тальонам. В дальнейшем в нашем батальоне были укомплектованы специальные подразделения, которые делали настил только таким способом. Окантовкой по­верхности настила занимались бойцы-андижанцы, ко­торые хорошо владели национальным инструментом «тешей»,—Расулов, Салиев, Хамзаев и другие.

Работа по прокладке магистралей на участках Вол­ховского и Ленинградского фронтов не прекращалась круглые сутки. Дороги строились ночью, в бураны и лютые морозы, часто под огнем противника. Благода­ря мужеству строителей улучшилось снабжение войск, усилился подвоз продовольствия населению Ленин­града.

Новый метод покрытия дорог дал большой эконо­мический эффект. Нами было сэкономлено 700 кило­граммов металла на каждом километре покрытия. В то время, в условиях острого дефицита металла, такая экономия была особенно ценной.

Активными, самоотверженными действиями до­рожно-строительные батальоны Волховского фронта внесли свой заметный вклад в дело окончательного разгрома врага под Ленинградом, полного освобожде­ния города от осады...

В марте 1943 года, после успешного выполнения своих задач на Волховском и Ленинградском фронтах, 190-й отдельный дорожно-строительный батальон был переброшен на 3-й Украинский фронт.

На всем боевом пути от Волхова до. Германии ан­дижанцы построили сотни дорог, мостов и переправ.

Действия андижанского батальона на фронте во­шли в летопись борьбы за освобождение города Ле­нина от вражеской блокады, в летопись Великой Оте­чественной войны.

Экспозиция, посвященная строительству фронтовых дорог воинами-узбеками, открыта в Андижанском об­ластном краеведческом музее. Посетители музея с ин­тересом рассматривают экспонаты, архивные материа­лы, от души благодарят своих земляков за их герои­ческий труд на фронте.