Из книги "На Волховском фронте"
Воспоминания ветеранов
А. С. БЕЗРУКОВ
В 1942 году техник-лейтенант, командир взвода 190-го отдельного дорожно-строительного батальона
Андижанцы под Ленинградом
Дороги. Дороги... Сколько переживаний и волнений доставляли они командирам и бойцам. Особенно на Волховском фронте, действовавшем в краю лесов и болот. Мало здесь было дорог с твердым покрытием. Весной и осенью раскисали проселки, наполнялись густой грязной жижей. Застряла одна машина, и уже никому не проехать. Длинной вереницей выстраивались автомашины, боевая техника, повозки... Образовывались пробки — хорошие мишени для вражеских самолетов.
Вот почему и Ставка Верховного Главнокомандования и Военные советы фронтов и армий придавали большое значение быстрому сооружению новых дорог, ремонту и поддержанию в должном порядке существующих. С этой целью и создавались фронтовые дорожно-строительные батальоны.
190-й отдельный дорожно-строительный батальон (ОДСБ) был сформирован в городе Андижане, Узбекской ССР. В основном в него были призваны специалисты из запаса, имевшие практический опыт строительства гражданских автомобильных дорог.
Батальону предстоял большой и долгий путь из Узбекистана к берегам Волхова.
8 марта 1942 года андижанцы провожали своих земляков-строителей на фронт. В пути следования эшелон неоднократно подвергался вражеским атакам с воздуха. Через месяц наши подразделения выгрузились на станции Боровичи. Местом дислокации были определены окрестности Малой Вишеры.
Командование Волховского фронта, крайне озабоченное плохим состоянием дорог, укомплектовало еще несколько дорожно-строительных батальонов. Перед ними была поставлена задача — непрерывно вести работы по ремонту и содержанию в хорошем состоянии автомагистралей и других дорог Волховского фронта; там, где это необходимо, оборудовать искусственное покрытие из жердей, хвороста и других подручных материалов.
Особая ответственность легла на плечи дорожно- строительных батальонов на завершающем этапе подготовки войск Волховского и Ленинградского фронтов к прорыву вражеской блокады.
Нашему, 190-му ОДСБ было, в частности, поручено любыми средствами обеспечить бесперебойное движение всех транспортных средств в районах Липка — Гайтолово.
Начальник автодорожной службы Волховского фронта генерал-майор 3. И. Кондратьев на совещании командиров и политработников батальонов говорил:
— Участвуя в прорыве блокады Ленинграда, мы, строители дорог, должны принять на себя значительную долю ответственности за выполнение боевой операции, обеспечить бесперебойное движение транспорта по всем магистралям, добиться хорошей устойчивости дорог, обеспечить максимальную скорость движения автомобилей.
Командир 190-го отдельного дорожно-строительного батальона майор Паснюков и комиссар капитан Ноготков, вернувшись после совещания в расположение батальона, определили конкретные задания подразделениям. Политработники, агитаторы рассказывали бойцам о важности прорыва блокады Ленинграда.
В целях маскировки и наибольшей безопасности машины, как правило, двигались в ночное время. Бойцы ремонтно-строительных батальонов в это время суток несли усиленную вахту. Были выделены специальные аварийные подразделения, у которых под руками всегда имелись строительные материалы для немедленного восстановления разрушенного или пришедшего в негодность участка дороги.
Чтобы обмануть фашистских летчиков, отвлечь их внимание от дорог, в глубине заболоченных мест мы разжигали костры и устраивали ложные позиции. На них по ночам взрывалось немало фашистских бомб.
Производя настил гатей, мы встретились с большими трудностями. Из-за отсутствия поковок (скоб) и гвоздей не удавалось прочно скреплять бревна. Настилы были неустойчивыми, быстро расползались.
В результате ряда экспериментов в июле 1942 года на станции Неболчи был смонтирован экспериментальный участок полотна дороги длиной 100 метров для однопутного движения автотранспорта. Впервые настил сделали из бревен, уложенных перпендикулярно оси дороги. Этот вариант был осуществлен по разработанным нашим батальоном чертежам. Никаких поковок и гвоздей в данном случае не потребовалось. И тем не менее настил был скреплен прочно и устойчиво. Комиссия, состоявшая из представителей автодорожной службы фронта, Гушосдора НКВД СССР и дорожно-строительных батальонов одобрила наше новшество. Участок получил высокую оценку. Новый метод был рекомендован всем строительно-дорожным батальонам. В дальнейшем в нашем батальоне были укомплектованы специальные подразделения, которые делали настил только таким способом. Окантовкой поверхности настила занимались бойцы-андижанцы, которые хорошо владели национальным инструментом «тешей»,—Расулов, Салиев, Хамзаев и другие.
Работа по прокладке магистралей на участках Волховского и Ленинградского фронтов не прекращалась круглые сутки. Дороги строились ночью, в бураны и лютые морозы, часто под огнем противника. Благодаря мужеству строителей улучшилось снабжение войск, усилился подвоз продовольствия населению Ленинграда.
Новый метод покрытия дорог дал большой экономический эффект. Нами было сэкономлено 700 килограммов металла на каждом километре покрытия. В то время, в условиях острого дефицита металла, такая экономия была особенно ценной.
Активными, самоотверженными действиями дорожно-строительные батальоны Волховского фронта внесли свой заметный вклад в дело окончательного разгрома врага под Ленинградом, полного освобождения города от осады...
В марте 1943 года, после успешного выполнения своих задач на Волховском и Ленинградском фронтах, 190-й отдельный дорожно-строительный батальон был переброшен на 3-й Украинский фронт.
На всем боевом пути от Волхова до. Германии андижанцы построили сотни дорог, мостов и переправ.
Действия андижанского батальона на фронте вошли в летопись борьбы за освобождение города Ленина от вражеской блокады, в летопись Великой Отечественной войны.
Экспозиция, посвященная строительству фронтовых дорог воинами-узбеками, открыта в Андижанском областном краеведческом музее. Посетители музея с интересом рассматривают экспонаты, архивные материалы, от души благодарят своих земляков за их героический труд на фронте.