Наверное, этот сюжет знаком многим: когда умирает человек (даже если покойному было за девяносто), на его похоронах только и слышно разговоров про роковые обстоятельства последних дней. Например, мой родственник ушёл из жизни после того, как поскользнулся на льду и сломал ногу. Трагическая случайность? Конечно! Сколько было высказано в нашем кругу упрёков: досталось и городским дворникам, и ненадёжной обуви, и собственной неосторожности пострадавшего. Все эти упрёки, безусловно, имели свой смысл, — если не учитывать, что человеку в момент падения было восемьдесят восемь лет. То есть гололедица оказалась всего лишь поводом, а главной причиной смерти была, вне сомнения, старость.
И всё-таки людям всегда кажется, что каждой конкретной смерти можно было избежать. Великой тайне, скрывающейся в глубинах генетического кода, люди силятся противопоставить то, что им известно и понятно — влияние бытовых обстоятельств.
Так бывает, когда уходит один человек. А если мир в результате трагического стечения событий покидают сотни, тысячи, миллионы? Если двадцать семь миллионов, как в Великую Отечественную войну? Конечно, срабатывает тот же самый алгоритм, только развёрнутый в национальном масштабе. Нежелание мириться с утратой захватывает «коллективное бессознательное» целого народа, становится мощнейшим фактором национальной психологии.
На первое место выступает знакомый вопрос: можно ли было избежать трагедии? И здесь так же, как при индивидуальной смерти, всё внимание сосредоточено на обстоятельствах последнего срока, на решениях предвоенных лет и даже месяцев. Огромный исторический путь, закономерно приближавший войну, делавший её неизбежной, выпадает из поля зрения.
Фильм Алексея Пивоварова «22 июня. Роковые решения» эксплуатирует именно такие, вполне понятные психологические рефлексы. Вначале зритель сопереживает горю одной семьи — семьи Прудниковых, потерявших на войне мужа и отца. От живописания индивидуальной трагедии автор переходит к глобальным масштабам, ведёт аудиторию в глубины «коллективного бессознательного». Само название картины словно обещает раскрыть тайну: почему на нас обрушилось это чудовищное лихо? Какие решения оказались роковыми? Кто виноват в кровавой драме?
К счастью, фильм Пивоварова не удалось свести к примитивному схематическому объяснению. Хотя бы потому, что в картине присутствовали три точки зрения: немецкого журналиста Андреаса Албеса (изучавшего ситуацию с «той стороны»), профессионального историка Михаила Мельтюхова и историка-любителя Марка Солонина. Но только последний из трёх (Солонин вместе с Резуном-«Суворовым» считается лидером российского военно-исторического ревизионизма) был готов дать краткий и убийственный ответ на все роковые вопросы. Мол, в понесённых жертвах виноваты мы сами. Виновата агрессивная политика сталинского руководства, которое пёрло на запад навстречу Гитлеру. Разворачивало войска «в агрессивной конфигурации». Пёрло, пёрло — и напоролось. Зря погиб товарищ Прудников и миллионы ему подобных.
Хотя режиссёр картины не смеет (пока?) вслух солидаризоваться с господином Солониным, всё художественное оформление «Роковых решений» служит утверждению именно солонинской точки зрения. Европа представлена в виде многоквартирного дома, населённого мирными обывателями, в чьи квартиры прямо через стены ломятся вооружённые варвары. Ломятся с двух сторон. Две стрелы — красная и чёрная — сшибаются посреди карты. В воздух летят, кружатся над полем битвы какие-то официальные бумаги — видимо, документальные подтверждения пресловутых «роковых решений». Столкновение агрессивных амбиций — и море крови.
С точки зрения манипуляции массовым сознанием — сработано блестяще. С точки зрения разрушения русского менталитета — тоже весьма эффективно. С точки зрения поиска истины — топорно и примитивно. Великие войны, в которых целые народы готовы сражаться до последнего солдата, упираться до последнего рубежа (а именно так воевали русские и немцы), не могут возникнуть по чьей-то прихоти. Дипломаты могут допускать ошибки, военные ястребы могут увлечься шапкозакидательством, вожди могут упиваться амбициями, но никто из них не способен заставить обречённые гарнизоны продолжать сопротивление, стариков и подростков — уходить в партизаны, матерей — отдавать фронту последний кусок хлеба, оторванный у голодных детей. Здесь действуют силы, неподвластные амбициям вождей.
Попробуем всё-таки взглянуть на события Второй мировой, не упираясь носом в кипы документов
Поднявшись ещё выше, мы увидим, что и Наполеоновская эпопея тоже повторяет (точнее, предвосхищает) все основные элементы Второй мировой войны. У неё есть даже свой «пакт Молотова-Риббентропа» — Тильзитский договор. Единственная заметная разница — столетием раньше на европейское лидерство претендовала не Германия, а Франция. Но алгоритм действий воспроизводился тот же самый, словно миллионы европейцев повиновались какому-то врождённому коллективному инстинкту.
А ведь ещё раньше был «Drang nach Osten», истребление полабских славян и пруссов, Ливонский орден, штурм Пскова, Ледовое побоище...
Кто виноват в пожаре Первой мировой? В трагедии наполеоновских войн? В битве на Чудском озере? Надеюсь, не Сталин и не мечты коммунистов о мировой революции? Конечно, при желании можно снять ещё несколько серий «Роковых решений». Например, про 12 июня (восемьсот двенадцатого) и про 1 августа (девятьсот четырнадцатого). Можно в действиях русских царей усмотреть агрессивную политику, а в развёртывании русских армий наступательную конфигурацию. Можно объявить роковым решением договоренность Невского с Ордой (что, мол, буквально вынудило ливонских рыцарей нанести «упреждающий удар»!).
Я знал одного историка, который не только сам утверждал, но и студентов заставлял отвечать на экзамене, что причиной Русско-Японской войны
Хорошо, что в фильме Пивоварова принимал участие немецкий журналист, который, в отличие от Солонина, старался держаться в корректных рамках. Именно из уст Андреаса Албеса прозвучала ключевая фраза: «Фундаментальной причиной войны была сама нацистская идеология».
Слава Богу, мы тоже помним, что «Майн Кампф» писался гораздо раньше принятия Красной Армией «Основ стратегического развёртывания». Удар по России рассматривался не как превентивная мера, а как жизненная потребность германской нации. Гитлер двигался по стопам Наполеона и Вильгельма, следуя основному инстинкту западного воителя: сначала объединение континентальной Европы, затем натиск на Восток. Остановить эту машину какими-либо дипломатическими фигурами было невозможно. Вот Дания, например, никаких «поводов» к войне не подавала, а всё равно была навёрнута на гусеницы немецких танков. Единственный аргумент, доступный сумрачному гению европейских цивилизаторов и в
Самое интересное, что никакой альтернативной стратегии автор «Роковых решений» не предлагает. Что надо было делать Сталину? Умиротворять агрессора? Мюнхен показал, что от подачек аппетиты только растут. Выбрать оборонительную тактику? Крах на линии Мажино убедил, что обороняющиеся современных войн не выигрывают. Договориться с Польшей о союзе? Это оказалось невозможным. Поляки прекрасно понимали, что вступление первых красноармейцев на её территорию будет означать мгновенную утрату «кресов всходных», белорусских и украинских земель. Причём не в силу сталинских агрессивных планов, а в силу настроений местного населения. Может, надо было уступить Польшу Гитлеру целиком в границах 1939 года, отдать потенциальному противнику Западную Украину и Западную Белоруссию? Может, это позволяло нам предотвратить войну или хотя бы первые поражения? Но если ревизионисты считают, что преодолеть семьсот километров от границы до Москвы (1939) вермахту было труднее, чем тысячу (1941), то им, видимо, надо начать не с ревизии истории, а с ревизии физики (отдел классическая механика).
Все решения, принятые нашей страной, так или иначе затрудняли продвижение противника в восточном направлении. Не в этих решениях следует искать истинные причины Великой войны. Гораздо важнее разгадать роковой основной инстинкт Западной цивилизации. Почему со времён крестоносцев и до наших дней она, с упорством, достойным лучшего применения, ломится на Восток? Почему то и дело заступает за тысячелетний рубеж, когда бывший границей православного и католического миров? Против кого сегодня ведёт «превентивное наступление» блок НАТО, втягивающий в свою орбиту Украину и Грузию?
Неужели российские силы снова построены в «наступательной конфигурации»?
Или дело в чем-то другом?
Владимир Тимаков