Для старшего летчика капитана Назарова это задание было плановым. Офицеру предстояло отработать несколько упражнений в пилотажной зоне в темное время суток и в сложных метеорологических условиях. На языке авиаторов это именуется полетом в СМУ. Погода не баловала. Аэродром и близлежащие районы вторую неделю обильно поливали дожди. К тому же в зоне пилотажа стояла низкая облачность. В темноте да еще вне видимости земли главным помощником пилота становятся бортовые приборы. По ним летчик ориентируется в воздухе, по ним прокладывает свой маршрут.
Для первоклассного военного пилота капитана Назарова подобные испытания были не в новинку. За годы службы он налетал почти 800 часов, в том числе - 600 на штурмовике Су-25. Тем не менее, в тот роковой вечер в небе возникла нештатная ситуация. Какая, из-за чего - на эти вопросы, скорее всего, даст ответ расшифровка данных бортовых самописцев. Пока же военные утверждают, что никаких тревожных сигналов с самолета руководитель полетов не получал. И только за миг до катастрофы в эфире прозвучало: "Я катапультируюсь". Часы на стартовом командном пункте зафиксировали время, когда пропала связь с летчиком - 20 часов 17 минут.
В воздух немедленно подняли вертолет поисково-спасательной службы. Скоро обнаружили место падения штурмовика. Он рухнул на большое кукурузное поле в пяти километрах от станицы и всего в полусотне километров от родного аэродрома. Когда спасатели вышли на место катастрофы, обломки Су-25 еще догорали. Они были разбросаны на сотни метров, причем хвост лежал отдельно от кабины. Катапультного кресла и летчика там не было, поэтому оставалась надежда, что Назарову удалось выжить. Она растаяла утром, когда неподалеку от обломков самолета нашли искореженную катапульту и останки пилота.
Пока эксперты склоняются к версии, что Су-25 по каким-то причинам отклонился от маршрута. Возможно, что-то произошло с управлением штурмовика, и летчик до последнего пытался выровнять машину. А когда, пробив облака, увидел под крылом огни станицы, сделал все, чтобы многотонная махина не рухнула на дома. Решение - покидать самолет или нет - в воздухе всегда остается за пилотом. Катапультируйся Назаров, - и никто не поставил бы этого ему в вину. Но, похоже, что офицер продолжил бороться - теперь уже за спасение самолета. В принципе Су-25 может приземляться на грунт даже без выпуска шасси. Военные пилоты со стажем помнят такие случаи. Но размокшее от долгих дождей кукурузное поле для таких опасных маневров явно не годилось. Скорее всего, именно поэтому Назаров все-таки дернул ручки катапульты. И, скорее всего, за мгновения до взрыва машины при соприкосновении с землей. Сработай средства аварийного покидания при менее аварийной посадке, и пилот мог остаться живым. Но приземление было не просто жестким - Су-25 с небольшим углом фактически врезался в поле. От такого удара летчика не смогло спасти даже катапультное кресло "К-36".
Между тем, этот спасательный комплекс считается одним из самых надежных в мире. Не случайно усовершенствованный вариант "К" установили на авиакомплекс Су-34, который начал заменять в фронтовой авиации штурмовик Су-24. Катапульта действительно уникальная. Достаточно вспомнить, что на авиасалоне Ле Бурже в 1999 году именно она спасла жизнь летчику-испытателю Анатолию Квочуру. Когда его МиГ-29 начал падать, пилот покинул машину практически у земли да еще "отстрелился" по наклонной траектории. И тем не менее, выжил. Ситуация, в которой использовал катапульту капитан Назаров, видимо, была запредельной даже для такой надежной спасательной техники. Соболезнование родным капитана Назарова выразил губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. "Алексей совершил героический поступок - увел падающую машину от жилых домов, но сам спастись не успел. Вечная ему память", - написал он в Твиттере.
О том, что капитан Назаров совершил подвиг, кроме губернатора Ткачева, больше никто не сказал ни слова. На официальном сайте Министерства обороны скупо сообщается, что "летчику удалось увести самолет от ближайшего населенного пункта, после чего он катапультировался." Чиновники в погонах даже не удосужились назвать фамилию героя. Русский капитан ценой собственной жизни спас целую станицу, а военная прокуратура возбудила уголовное дело по статье 351 УК РФ - "Нарушение правил полетов". Очевидно, время героев для нашей страны уже закончилось...
(По материалам "Российской газеты". Фото - с личной страницы Алексея в "Одноклассниках").