ВСТРЕЧА С БОЕВЫМ ЗНАМЕНЕМ
Николай Пчелкин всю жизнь мечтал сфотографироваться у знамени своей части, потому что во время войны было некогда, а после войны не успел - отправили домой. Боевое Знамя 5-й гвардейской бригады было сдано на хранение в 1946 году. На прощанье рядом с ним разрешили сфотографироваться тем, кто под этим знаменем добывал Победу. Набралось человек двадцать офицеров, кому повезло остаться в живых. Солдат уже не было, их демобилизовали еще в 45-м.
Бригада эта была знаменита участием в легендарном Днепровском воздушном десанте, когда по приказу командующего Воронежским фронтом на Букринский плацдарм было сброшено 4575 парашютистов. Почти все они были расстреляны еще в воздухе, так как приземлялись прямо на головы немцев. Те, кто выжил, ещ несколько месяцев наводили ужас на гитлеровцев, совершая нападения на колонны, пуская под откос эшелоны, отбивая угнанный скот, вешая предателей - одним словом, мстила за всех своих погибших товарищей.

Одним из них и был Николай Пчелкин из Владимирской области. Так как патроны кончились сразу, любимым оружием стала самодельная финка с наборной рукоятью из цветного плексигласа. Бить врага ножом Пчелкина научили в Киржаче, где формировалась его часть и где они проходили 5-месячную подготовку перед заброской в тыл. "Главное, - говорит бывший гвардеец, - перед ударом разбудить фрица. Чтобы он понял, что пришло возмездие. А кричать они не успевали. Потому что колол я быстро и глубоко, пробивая насквозь немца вместе с матрацом, на котором тот дрых.Успевал за полминуты пятерых. А потом сматывался."
В парашютной книжке десантника Пчелкина записана дата его выброски в тыл противника - 24 сентября 1943 года. Это был седьмой по счету прыжок, и первый боевой. С высоты 3000 метров. Хотя штатная высота для прыжка - 600 метров. Но ниже было нельзя - стреляли немецкие зенитки. Летчики боялись за себя, а других было не жалко. Те командиры, кто сберег парашютистов и не сбросил в ту ночь, по возвращении пошли под трибунал за невыполнение задания...
Пчелкин вместе с другими оставшимися в живых десантниками, вернулся из-за линии фронта в конце ноября, когда 52-я армия освободила Черкасскую область Украины. Их, в оборванной и пропахшей кострами форме, сначала приняли за власовцев и попытались отнять оружие. Но широкоплечий сержант полевой комендатуры, бросив им оскорбительное матерное слово, получил в скулу такой удар кулаком, что еле поднялся с земли. С обеих сторон заклацали затворы, пока кто-то из пехоты не увидел под распахнушимся ватником "власовца" гвардейский значок.

- Да это, кажись, наши. Десантура. Они же "гвардию" на груди носят. Вы чо деретесь то?
- А ты нас не замай, пехота. Дай пройти, пока не разозлился. - И Пчелкин отодвинул пехотинца плечом.
Потом была беседа без протокола с капитаном СМЕРШ, баня, вошебойка и белая простынь. Снова прыжки - только тренировочные. Массовые десанты по приказу Сталина были отменены.
- Мне скоро 90, - сказал нам Пчелкин, а всю жизнь мечтал Знамя наше увидеть, пока ноги еще ходят...- попросил он нас на прощание.
Знамя бригады, снятое с древка, лежало в спецхране Центрального музея Вооруженных Сил. За все эти годы его ни разу не доставали, боясь привести в негодность. Но Александр Никонов - начальник музея и замечательный человек одновременно, ради Пчелкина сделал исключение.
- В общем-то, у нас такой практики не существует - сказал он. - Но ради такого случая откроем хранилище и достанем знамя. Сейчас, только перчатки наденем. Потому что руками к нему прикасаться нельзя. Это же реликвия...
Они вместе с хранительницей фонда Еленой Владиленовной надели белые перчатки, бережно подняли Знамя и развернули багряное полотнище к нам той стороной, на которой было название бригады. Бывший гвардеец все сделал по уставу - снял головной убор, опустился на колено и припал губами к багряному шелку. На глазах у всех стояли слезы...
P.S. Фильм о Днепровском десанте можно посмотреть по ссылке: http://youtu.be/Nv1MLtY-O4U
